"Детский сад №82 комбинированного вида" Г. Чебоксары группа "СКАЗКА"

Консультация для родителей «Основные параметры речевой готовности к школе».

 Консультация для родителей «Основные параметры речевой готовности к школе».

 Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи.

Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь

Основные критерии сформированности речевой готовности:

 

1. Сформированность звуковой стороны речи.У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

 6 лет — период чрезвычайно интенсивного ее развития. Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет. Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове.

2. Полная сформированность фонематических процессов: умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:

Определять наличие звука в слове.

Устанавливать последовательность звуков в слове.

Находить место звука в слове (начало, середина, конец). - Придумай слова, которые начинаются с определенного звука.

Научиться различать гласные звуки и согласные звуки.

Научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Решать всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме.

Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой.

Определять количество слогов в слове.

Делить слово на слоги

 

3. Соответствующий возрасту словарный запас.

уметь обобщать и классифицировать предметы по группам.

 ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов: - правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван - мебель, подберезовик-гриб, фиалка — комнатное растение, слесарь — профессия…)

 уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница — это посуда, в которой находится сахар… Овощи режет — овощерезка

понимать и использовать в речи антонимы — подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих:

-пространственные понятия (высокий — низкий…)

-состояния предметов (горячий — холодный)

-чувств человека (веселый — грустный)

- пространственные и временные понятия (рано — поздно, здесь — там, раньше позже, слева — справа) и другие.

осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Важное значение имеет работа над синонимами — словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый — радостный -смешной).

понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова : Снег — снегопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

4.Сформированность грамматического строя речи.Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.Уметь изменять и образовывать новые слова, согласовывать их между собой, употреблять сложные предлоги.

образование множественного числа существительных):Игра «Один-много» ( стол — столы).

образование относительных прилагательных игра «Из чего сделано?» Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

 согласование существительных с числительными игра «Веселый счет» один нож, три ножа, а пять ножей….

образование притяжательных прилагательных игра «Чей хвост?»  У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так как могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство

5 Овладение связной речью.Уметь связно, последовательно и четко формулировать основную мысль высказывания. Владеть навыком пересказа, составления рассказа. Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать. Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители. Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку. Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.;

рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.

Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.

Заучивание стихов.

 Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка. 

У детей с общим недоразвитием речи имеются трудности в овладении этими компонентами речи, и, соответственно, наблюдается недостаточный уровень сформированности языковой готовности к школе.

Даже небольшие отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к  серьёзным проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование фонетически чёткой, грамматически правильной, лексически богатой речи - одна из важнейших задач при подготовке ребёнка к обучению в дошкольных учреждениях и семье. Сформированная речь позволяет ребёнку легко общаться с окружающими, понятнее выражать свои мысли, желания, а в школе качественная речь необходима при овладении грамотой, т.к. речевые дефекты - одна из причин  возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма).

Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Ведь возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. На формирование речи природа отвела всего 9 лет (с 1 до 9).  После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Если в этот период ребёнок не заговорит, то в дальнейшем у него этой возможности не будет.

Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:

- создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому

развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;

- учитывать важность речевого окружения ребенка;

-не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;

- речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;

- взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.

Помните: все в ваших руках!

Источник: http://logoportal.ru/rechevaya-gotovnost-k-shkole/.html

13 октября 2014 в 21:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.