"Детский сад №82 комбинированного вида" Г. Чебоксары группа "СКАЗКА"

Cиндром дефицита внимания c гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Согласносуществующим в специальной литературе представлениям это обусловлено рядом факторов: заболевания матери,неблагоприятное течение родов, осложнения вовремя беременности. Большинствоисследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания,импульсивность (Ю. С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.)

Гиперактивность проявляется избыточной двигательнойактивностью, беспокойством и суетливостью,многочисленными посторонними движениями,которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характернычрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительностьсна всегда меньше нормы. В двигательной сфереу них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики ипраксиса. Это неумение завязыватьшнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы, несформированный почерк. Исследования показывают,что активность детей с СДВГ на 25-30%выше нормы. Они двигаются даже во сне. Любойпсихический процесс может быть полноценно развит только при условии сформированности внимания.

Нарушения внимания могут проявляться втрудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частымипереключениями с одного задания на другое. Такие дети характеризуютсянепоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться,частой потерей личных вещей. Они стараютсяизбежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подверженысущественным колебаниям. Еслидеятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способныудерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, чторебенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать ивыйти из класса.Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам,ждать, часто повышают голос, часто меняется настроение.

Кподростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинствеслучаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Этиологияи патогенез синдромадефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количествоисследований. В настоящее время существуют нейроморфологические, генетические, нейрофизиологические,биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснитьпричины развития синдрома.

Однакона современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группыфакторов в развитии синдрома:

• генетические факторы;

• повреждение ЦНС во время беременности иродов;

• негативное действие внутрисемейных факторов.

Порезультатам исследования Н. Н. Заваденко возникновение СДВГ из-за раннегоповреждения ЦНС в период беременности родов встречается в 84% случаев, генетическиепричины – в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов – в 63%случаев.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежитминимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяетврач-невропатолог. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Но,как отмечал доктор медицинских наук Ю.С. Шевченко «ни одна таблетка не можетнаучить человека, как надо себя вести». Поэтому важно комплексное воздействие,единая стратегия в оказании помощи ребенку со стороны медиков, воспитателей,учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, родителей, чтобы научитьребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Нельзязабывать, что ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые не потому,что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют емусделать это.

Гиперактивных детей важно отличать от детей сповышенной тревожностью. Так для гиперактивного ребенка характерна постояннаяимпульсивность, двигательная активность, лихорадочный, беспорядочный характердвижений, а тревожный ребенок двигательно активен только в определенныхситуациях, его движения беспокойные, напряженные, но он способен контролироватьсвое поведение.

У гиперактивного ребенка велика потребность вдвигательной активности и нет смысла ее подавлять. Лучше научить еговыплескивать энергию приемлемыми способами, занимаясь ритмикой, плаванием,легкой атлетикой, танцами, футболом. Нагрузка на занятиях должнасоответствовать его возможностям, важно предусматривать смену видовдеятельности и помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в началезанятия, чем в конце, в начале дня, чем вечером.

Интересно, что такой ребенок, работая один на один совзрослым, не проявляет признаков гиперактивности и успешнее справляется с работой,поэтому рекомендуется начинать коррекционную работу с индивидуальных занятий,поэтапно включая в групповую деятельность. Кроме того, для каждого ребенканеобходимы индивидуальная стратегия и тактика взаимодействия.

Важно заранее подготавливать ребенка к смене рода,вида занятий, например, предупреждать, что до окончания выполнения заданияосталось 5 минут; важно знакомить с очередностью выполнения заданий, режимомдня, используя плакаты, символы, сигнал таймера, заведенный на определенныйпромежуток времени.

Можно использовать такой прием как: использованиечасов на занятиях и осуществление контроля гиперактивного ребенка за временем(хранитель времени). В этом случае не возникает агрессивности и ребенок будетготов к перемене деятельности.

Гиперактивного ребенка важно учить соблюдатьопределенные правила, для этого можно попросить его «озвучить их»; предложитьрассказать сверстникам, что и как нужно делать; можно обсудить с ребенком«советы самому себе» для успешной деятельности; важно отметить, что если он«нечаянно» нарушит правило, то, конечно, же, он может исправить свою ошибку, иу него все получится.

Можно использовать такой прием, как осуществлениегиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущийв игре; помощник инструктора и т. д.).

Говоря «нельзя» важно предлагать альтернативную формуповедения, например, «нельзя разрисовывать обои, но если хочешь рисовать настене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или «у нас в группе кидать игрушкинельзя, но если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

В работе с некоторыми детьми с СДВГ эффективнымявляется использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки,использование тактильного контакта (поглаживание, например, при контакте.Желательно сажать таких детей поближе к себе, в тот момент, когда ребенокначнет отвлекаться, можно слегка дотронуться до него, это прикосновениеработает как сигнал, помогающий включить «внимание». Взрослого он избавит отнеобходимости делать замечания).

Замечено, что чем более экспрессивен, театраленпедагог, тем легче он справляется с гиперактивным ребенком, которого влечет всенеожиданное, новое.

Необходимым условием коррекционного процесса являетсясистема наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в началезанятия. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных»,лишение роли лидера и т.д. В качестве поощрений могут служить различные призы,выбор любимой

Можно использовать такой прием, как осуществлениегиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущийв игре; помощник инструктора и т. д.).

Говоря «нельзя» важно предлагать альтернативную формуповедения, например, «нельзя разрисовывать обои, но если хочешь рисовать настене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или «у нас в группе кидать игрушкинельзя, но если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

В работе с некоторыми детьми с СДВГ эффективнымявляется использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки,использование тактильного контакта (поглаживание, например, при контакте.Желательно сажать таких детей поближе к себе, в тот момент, когда ребенокначнет отвлекаться, можно слегка дотронуться до него, это прикосновениеработает как сигнал, помогающий включить «внимание». Взрослого он избавит отнеобходимости делать замечания).

Замечено, что чем более экспрессивен, театраленпедагог, тем легче он справляется с гиперактивным ребенком, которого влечет всенеожиданное, новое.

Необходимым условием коррекционного процесса являетсясистема наказаний и поощрений, которая разрабатывается всей группой в началезанятия. Наказанием может служить выбывание из игры на «скамью запасных»,лишение роли лидера и т.д. В качестве поощрений могут служить различные призы,выбор любимой музыки, для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т.д.Система поощрений и наказаний должна быть гибкой, но обязательнопоследовательной. Поощрения должны носить моментальный характер и повторятьсяпримерно через 15-20 минут. Требования к ребенку должны быть конкретнымичеткими и выполнимыми. Взрослым важно оставаться спокойными в любой ситуации,помнить «Нет хладнокровия – нет преимущества».

Нейропсихологическаякоррекция детей с СДВГ должнавключать в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения,упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения,упражнения для релаксации, визуализации, функциональные упражнения, упражнениядля развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами,различные виды массажей.

Растяжкинормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение  мышц) и гипотонус (неконтролируемую мышечнуювялость). Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятийребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать вариантыработы с ним на самых наглядных и простых примерах.

«Звезда»

И. п.– стоя или сидяна полу. Это упражнение выполняется в позе «звезды». Ребенку предлагаетсяизобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем – выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить сначалалинейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваютсясначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развиваютсамоконтроль и произвольность. Отработку дыхательных упражнений лучше всегоначинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыханиипаузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокийвдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущениявдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, иоставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будетдвигаться верхняя часть грудной клетки.

И. п.– сидя на полу.Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз.С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движениетолько в лучезапястном суставе). С выдохом –левая кисть вниз, правая вверх.

Глазодвигательныеупражнения позволяютрасширить поле зрения, улучшить восприятие.

И. п.– сидя на полу.Голова фиксирована. Глазами смотрят прямо перед собой. Продолжается отработкадвижений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четыремвспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

Каждоеиз движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем нарасстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленномтемпе (от 3-4 сек.) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должнобыть равным по длительности предшествующему движению. При отработкеглазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использоватькакие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. В начале освоения этихупражнений, ребенок должен следить за предметом, перемещенным взрослым, а затемпередвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, азатем обеими руками вместе.

Упражнениядля развития мелкой моторики рук –обеспечивают развитиемежполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных движений,которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которыеисполняются либо преднамеренно, либо автоматически) и мышечных зажимов.

«Лягушка».

И. п.– сидя на полу.Положить руки на пол. Одна рука сжата в кулак, а другая лежит на плоскости.Одновременно менять положение рук.

Функциональныеупражнения целесообразнопроводить по трем основным направлениям:

·развитиевнимания, произвольности и самоконтроля,

·элиминациягиперактивности и импульсивности;

·элиминациягнева и агрессии

Коррекциюследует проводить поэтапно, начиная с одной отдельной функции. Гиперактивномуребенку невозможно быть одновременно внимательным, неимпульсивным и спокойным.Когда будут достигнуты устойчивые положительные результаты по развитию однойфункции, можно переходить к развитию одновременно двух функций, а затем и трех.Например, развивая произвольное распределение внимания, необходимо снизитьнагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательнуюактивность. Снижая импульсивность, не стоит работать над концентрацией вниманияи ограничивать подвижность. Развивая усидчивость, можно допуститьимпульсивность и рассеянное внимание.

«Руки - ноги»

Цель: развитие концентрации внимания идвигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержанияпрограммы.

И. п.– стоя. Прыжкина месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

«Дракон»

Цель: развитие двигательного контроля инавыков взаимодействия со сверстниками.

Участникистоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. Первый ребенок– это «головадракона», последний – «кончик хвоста». Драконбудет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга.Если дракон поймает свой хвост за определенное время, то на место головыдракона встает другой ребенок.

«Пчелка»

Цель: развитие двигательного контроля иэлиминация импульсивности.

Все участникипревращаются в пчелок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналуинструктора: «Ночь» – «пчелки» садятся и замирают. По сигналу инструктора:«День» – «пчелки» снова летают и громко«жужжат».

«Шалуны»

Цель: развитие произвольной регуляции.

Инструкторпо сигналу (удар в бубен, колокольчики т. д.) предлагает детям пошалить:бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу ведущего все шалости должныпрекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

 

«Что исчезло?»

Цель: развитие концентрации внимания.

И. п. – сидя на полу. Передкаждым ребенком поочередно раскладываются предметы. Их просят внимательнопосмотреть на них и запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, а инструкторубирает один предмет. Задача ребенка – назватьисчезнувший предмет.

 

«Кто летает?»

Цель: развитие концентрация внимания.

Детисадятся на полу полукругом, инструктор называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки, еслине летает – руки у детей опущены. Когдаинструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и неподнять руку.

 Коммуникативные упражнения делятся на три группы:

·Индивидуальныеупражнения направленына восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом,невербальное выражение состояний и отношений.

·Парныеупражнения способствуютрасширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать ипринимать его.

·Групповыеупражнения черезорганизацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

 «Головомяч»

Цель:Развитие навыковсотрудничества и двигательного контроля.

Участникиразбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головаминаходится мяч, который необходимо поднять при помощи голов и подняться самим.Некоторое время можно передвигаться по комнате, удерживая мяч головами. 

«Мост дружбы»

Инструктор просит детей по желаниюобразовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног,туловища), например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем онспрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д.Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки вверх, изображая «мостдружбы»

Упражнения для релаксации (состояние расслабленности, возникающее учеловека после снятия напряжения). Может проводиться как в начале занятия сцелью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

«Шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Инструктор:«Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот, будто этобольшой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжениенеприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствоватьнебольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперьлегко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный,ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шариклопнул, выдыхаем,

Нашимышцы расслабляем.

Дышитсялегко...ровно...глубоко...»

Основные принципы
взаимодействия с ребенком

1. Демонстрироватьпозитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказнымтоном.

2. Общатьсяэмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний– больше похвалы, так как психологические особенности гиперактивных детейтаковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок.

4. Находитьсярядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (дляпривлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность,заискивание перед ребенком недопустимы.

Требования к организации и методике
проведения логопедических занятий

1. Занятия должныиметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половинудня).

2. Формаорганизации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зренияребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другиепредметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятиядолжен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечитьвозможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулироватьпредметами, картинками и т. д.

5. Содержаниезаданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

6. Использоватьразнообразный наглядный материал.

7. В работе сдошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не даватьмногоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколькоблоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видныпризнаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшимидошкольниками и младшими школьниками следует заранее договариваться опродолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Рекомендации взрослым. 

·Хвалите ребенка, когда он этого заслужил, подчеркивайте даженезначительные успехи.

·Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

·Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность не являетсяумышленным.

·Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.

·Стройте взаимоотношения на доверии.

·Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя».

·Если Вы запрещаете что-то ребенку, обязательно объясните емупочему.

·Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку.

·Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите,повторите действия ребенка).

·Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

·Не настаивайте обязательного извинения за проступок.

·Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

·Не давайте одновременно несколько указаний.

·Воспитывайте навыки управления гневом и агрессией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 октября 2013 в 15:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.